Кирикова Ольга Александровна, учитель-логопед, МДОУ № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звуки [К], [Г]».

Лексическая тема недели: «8 Марта».

Раздел: Формирование фонетической стороны речи.

Цель: Дифференциация звуков  [К – Г].

Задачи:

- Учить детей дифференцировать на слух (изолированно, в слогах и словах) данные согласные звуки, определять место звуков в словах.

- Учить детей выделять слова с этими звуками из стихотворений, предложений; добавлять слова в предложения, рифмовки.

- Закрепить у детей навык звукового анализа и синтеза прямых и обратных слогов, а также слов типа КОТ, с опорой на зрительные символы звуков.

- Закреплять у детей умение произносить слова слоговой структуры 6-го типа (двусложные слова с закрытым слогом со стечением согласных в середине слова, типа каблук, гармонь), умение делить их на слоги.

- Развивать у детей фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память.

- Развивать у детей артикуляционную, мелкую, общую моторику.

- Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.

- Воспитывать у детей правила хорошего тона, внимательного отношения к окружающим, друг к другу.

- Устанавливать доверительный контакт друг с другом.

- Продолжать учить детей работать сообща.

Оборудование:  символы звуков  [Г] и [К] «гусь», «каблук»; схема анализа звуков; схемы для развития речевого дыхания из книги Ястребовой А.В.; полоска-слово; красный и голубой лоток; муляжи продуктов (см.п.5); символы звуков «мальчики» и «девочки»; схема слов - 6 тип слоговой структуры по Марковой; подснежник-картинка; картинки к игре «фокусы»; конфеты; фасолевый бассейн.

Ход:

1. Орг. момент.

- Какой скоро праздник?

- Кого нужно поздравлять в этот день?

- Как мы празднуем 8 Марта? (Да, в праздник принято ходить в гости, встречать гостей, накрывать праздничный стол, дарить подарки).

- Так получилось, что к нам уже сегодня гости пришли. Давайте поздороваемся. У нас еще 2 почётных гостя из далёкой страны звуков. Вы их узнали? (Дать характеристику звуков)

К - согл., тв., глухой (язычок горочкой, задняя часть

Г – согл., тв., звонкий встречается с потолочком).

2. - Восстановим своё дыхание. Проведём звук  [К] по дорожке. Найдём глазками верхнюю точку, поставим указательный палец правой руки и произнесём на одном дыхании. Теперь проведём звук Г по дорожке.

3. Проговаривание слоговых рядов.

- На празднике веселимся, поём песни. Проведём распевку. ГО-КО-ГО  КО-ГО-КО

КА-ГА-КА ГЭ-КЭ-ГЭ ГУ-ГУ-КУ КЫ-ГЫ-КЫ

КУ-ГУ-КУ КА-ГА-ГА КЫ-КЫ-ГА  ГА-КА-ГА

4. - На празднике проводят конкурсы, загадывают загадки. Вы готовы разгадать загадки? (готовы). Определить место звука в слове.

*Жить чужим птенцам мешают, а своих они бросают.

  И в лесу возле опушки счёт годам ведут … (кукушки).

*По весне к нам с юга мчится чёрная как ворон птица.

  Для деревьев наших врач – угадай, кто это? (грач)

*Целый день поёт щегол в клетке на окошке.

  Третий год ему пошёл, а он боится … (кошки).

*Я в любую непогоду уважаю очень воду.

  И от грязи берегусь – чистоплотный, серый …(гусь).

*Есть копыта и рога, летом ходит на луга.

  Чтобы были все здоровы, молоко дают … (коровы).

5. - А теперь самое ответственное! Мы должны выбрать продукты, которые пригодятся нам для праздничного стола. Куда пойдём за продуктами? (в продуктовый магазин)

  Звук  [К] любит продукты, в названии которых есть этот звук. Девочки помогут выбрать продукты со звуком  [К] в названии и сложат их в красный лоток.

  Мальчики помогут выбрать продукты со звуком  [Г] в названии и сложат их в голубой лоток.

капуста картошка груша огурец

кофе  каравай лук виноград гранат

пирожок  кукуруза горошек грибы ягоды

Вечером: вспомнить названия продуктов и определить место звука в слове.

- Молодцы, ребята! Сколько можно всего приготовить! И салаты, и закуски, и горячее, и пироги!

6. Физминутка.

ГА-ГА-ГА (движение «гуси» гогочут)

Испекли два пирога (перекладывать пирожок из ладошки в ладошку).

ГУ-ГУ-ГУ (движение «гуси» гогочут)

Я бабуле помогу. («повязать платочек»)

ГА-ГА-ГА (движение «гуси» гогочут)

Хочешь с мясом пирога?  (вытянуть руку вперёд ладонью вверх, предлагая пирог)

АГА. (кивать головой в знак согласия)

ГО-ГО-ГО (движение «гуси» гогочут)

Мы наелись пирогов. (гладить животики)

ГИ-ГИ-ГИ (движение «гуси» гогочут)

Где же наши пироги? (вопросительно пожимать плечами, гладить животики).

7. - На празднике проводят игры для гостей. Я предлагаю поиграть в игру «Живые звуки». Дети за столами выкладывают слоги с помощью символов звуков («мальчики», « девочки»).

УК это что еще за стук? – речевое сопровождение логопеда.

ОК  мы по кочкам прыг да скок.

ЫК на ковёр наш котик прыг!

КА  кто пришёл издалека?

КО звук услышим мы легко.

КУ пирожки для всех пеку.

ГА гогочет гусь, я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню всё гляжу, не нагляжусь.

ГУ гусь пасётся на лугу.

ГО конь смеётся и-го-го.

АГУ Малыш зовёт: - Агу, агу!

КОТ

8. Игра «Кто это?»

Ответить на вопросы. Разделить слова на слоги с опорой на схему. Назвать 1 слог, 2 слог. Выложить гласные в схему слова.

- Кто много шутит? (шутник)

- Спортсмен, который катается на лыжах? (лыжник)

- Он не даст заблудиться, покажет путь на север, на юг? (компас)

- Бульон жидкий, а кисель … (густой).

9. Физминутка.

- Отдохнём немного. Выйдем на полянку, на ней растут  первые весенние цветы… (подснежники).

Вот подснежник на поляне, я его нашёл. («цветок»)

Отнесу подснежник маме, (вытянуть руки с «цветком» вперёд)

Хоть и не расцвёл. («бутон»)

И меня с цветком так нежно мама обняла, (мальчик обнимает девочку)

Что раскрылся мой подснежник от её тепла.  («цветок»)

10.  Игра «Фокусы».

- Вы, как настоящие волшебники, будете показывать гостям фокусы. Превратим одни слова в другие. Гости увидят, как всего один звук изменит целое слово.

ЗА ДОМОМ ОГРОМНАЯ … (ГОРА), А У СОСНЫ … (КОРА).

В САДУ РАСТЁТ … (КАЛИНА), А СОБИРАЕТ ЕЁ … (ГАЛИНА).

У ДОМА СИДИТ … (КОТ), КОТУ ОДИН … (ГОД).

В ВОРОТА ЗАБИЛИ … (ГОЛ), ДЕДУШКА ВЫСТРУГАЛ … (КОЛ).

В ПОЛЕ СОЗРЕЛ … (КОЛОС), У ПЕВЦА СИЛЬНЫЙ … (ГОЛОС).

К КРОЛИКУ ПРИШЛИ … (ГОСТИ), А У СОБАКИ … (КОСТИ).

ОТ АПЕЛЬСИНА ОСТАЛАСЬ ОДНА … (КОРКА), НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ СТОИТ ЯРКАЯ … (ГОРКА).

- Вы настоящие фокусники! С какими звуками играли?

11. Итог.

- На празднике без сюрпризов никуда.

В тазу не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне сюрпризы для детей, гостей,

Вы их достаньте без затей.

- Мальчики-кавалеры. Вытянут сюрпризы и угостят девочек. А девочки тоже найдут сюрприз и подарят мальчикам. Не будем забывать, что к нам пришли гости. Их тоже угостим.

Ребята, мы гостей с праздником … ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Что же мы пожелаем?

Закрепление вечером:

1. Упражнять детей в подборе слов-антонимов. Игра с мячом «Наоборот».

- Скажи слова наоборот: в них К поставь вперёд:

прямой- длинный- уродливая-

- Скажи слова наоборот: в них Г поставь вперёд:

тихий- чистый-  весёлый- умный- ледяной- сытый-

редкий- мелкий- сладкий- ласковый- шершавый-

Составить с парами слов предложения.

2. Игра «Звуковая мозаика» (дети выкладывают цветные квадратики в соответствии с наличием звука  [К]  или [Г] в слове слева направо 1-ый ряд, 2-ой ряд, 3-ий ряд)

бантик, дождик, зонтик;

компас, разгон, гармонь;

фартук, Глаша, щегол.

Какая буква получилась?

14 марта 2021 в 11:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.