Кирикова Ольга Александровна, учитель-логопед, МДОУ № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия

ООД по развитию речи для детей средней группы с ТНР «Слушаем карельскую народную сказку «Лапоток» (настольный театр)».

Разработала и провела: учитель-логопед Кирикова О.А.

Цель: Развитие и приобщение детей посредством театрализованной деятельности (настольный театр) к устному народному творчеству.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Расширять знания детей о карельских народных сказках и их героях.

- Продолжать формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Расширять словарный запас за счёт новых имён существительных (лапти, лавка, оглобля, хворостинка, жерди, бревно), прилагательных (жадная, хитрая, толстое, сучковатое), глаголов (странствовать, путешествовать, удивляться, спорить, запрягать, пристроить, караулить, искать, понукать).

- Активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Продолжать развивать у детей зрительное, слуховое восприятие, внимание и память.

- Развивать у детей наблюдательность и воображение.

- Развивать у детей артикуляционную и мелкую моторику, мимику.

- Стимулировать двигательную активность детей через народные (карельские) подвижные игры.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формировать у детей умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

- Воспитывать у детей речевую культуру (построение выразительных ответов на вопросы полным предложением из 2-4 слов по содержанию сказки; умение слушать другого, не перебивая).

- Воспитывать активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками.

Оборудование: фигурки героев сказки, декорации (дом, лес), коробочки-шумелки, платок, мелодии ансамбля «Кантеле».

Предварительная работа:

Знакомство детей со старинными предметами:  лаптями, оглоблей, лавкой. Показ иллюстраций.

- Лапти – обувь, которую носили в старину на Руси. Плели лапти, как правило, из бересты, а в южной Карелии еще и из липового лыка. Лапти использовали обычно для пастьбы скота в лесу, кошения сена, а также при строительстве рубленых построек, чтобы не скользить в дождь по мокрым бревнам. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из лыка. Плели еще и берестяные сапоги, не пропускавшие воду. Их носили вепсы и южные карелы, севернее так обувались только пастухи.

- Оглобля – длинный брус, который крепится одним концом к оси колеса,  а другим – к дуге и хомуту лошади.

- Лавка – деревянная широкая скамеечка в старом русском жилище (крестьянской избе) для сидения и лежания.

Поговорить с детьми о том, почему сказки называются «народными», «русскими народными», «карельскими народными»?

Ход:

1. Мотивационная часть.

Карельская хороводная игра «Клубочек».

Под мелодии ансамбля «Кантеле».

Попевка:

Уж я переулком шла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок доли – доли – доли,

Нитка дали – дали – дали.

Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. А потом на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» Руки опускаются и расцепляются.

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

- Ребята, вы обратили внимание, как волшебно звучат кантеле. Мне кажется, что они нас позвали в одну из карельских сказок.

2. Знакомство со сказкой.

- Сегодня вы послушаете карельскую народную сказку «Лапоток».

По ходу рассказывания перемещать фигурки персонажей на фоне декораций.

f4b599c8f36aca428246f583739395ad.jpg

16cd25350c79b7948f9fe98894e82c46.jpg

039f708ee4c805caefdb14a9c8494aa9.jpg

3. Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Предложить детям изобразить перед зеркалом героев сказки с помощью мимики и артикуляции.

Телёнок – положить широкий язык на нижнюю губу и слегка покусывать его верхними зубами, изображая, как бычок жуёт травку.

Курочка кудахчет: КУД-КУДА.

Лошадка ржёт: И-ГО-ГО.

Корова мычит: МУ.

Медведь – опустить вниз нижнюю губу и прорычать: ЫЫЫ.

Заяц – поднять вверх верхнюю губу, обнажив верхние зубы-резцы.

Волк – оскалиться, обнажив два ряда зубов.

4.  Подумай и ответь. Задать детям вопросы по содержанию сказки:

- Как вы думаете, был ли у старушки дом или она путешествовала, странствовала?

- Сколько добра было у старушки?

- Что она просила каждый раз у хозяев? (Переночевать)

- На кого старушка обменяла лапоток? (на курочку) А курочку обменяла на … (телёночка). Телёночка – на корову. Корову – на лошадь.

- Кого запрягла старушка?

- Кто из диких животных просил старушку подвезти? (Мышка, заяц, лиса, волк, медведь)

- Что случилось, когда все животные оказались в телеге? (Сломалась оглобля)

- Как герои решили отремонтировать оглоблю? (Заяц принёс тоненькую хворостинку, лиса – тоненькую веточку, волк – длинное-предлинное деревцо, медведь – толстое сучковатое бревно)

- Понравились ли старушке оглобли, которые нашли звери?

- Что решила делать старушка?

- Что произошло, пока старушка искала оглоблю?

- Старушка огорчилась, когда осталась ни с чем? (В конце сказки старушка вспоминает о потерянном лапотке, сожалеет, страдает, что осталась ни с чем).

- Как вы думаете, почему старушка всё потеряла? (Она была жадная, хитрая, алчная, хотела  за просто так нажиться).

5. Пальчиковая гимнастика.

Показать с помощью пальцев курочку, лису, медведя, волка, зайца.

2918e0d411246e13c90ba22179b43836.jpg

«Встреча»

В сказке «Лапоток»

Хлопать в ладоши на каждый слог.

Встретил я медведя,

Растирать одной рукой большой палец

другой руки от основания до самого кончика.

Волка,

Растирать одной рукой указательный палец

другой руки от основания до самого кончика.

Зайку,

Растирать одной рукой средний палец

другой руки от основания до самого кончика.

Мышку,

Растирать одной рукой безымянный палец

другой руки от основания до самого кончика.

И, конечно же, лисичку.

Рыжехвостую сестричку.

Растирать одной рукой мизинчик другой

руки от основания до самого кончика.

Повторить игру на другой руке.

6. Игра «Кто живёт в лесу?»

Совместное проговаривание рифмованной миниатюры с опорой на фигурки животных.

Раз-два-три, раз-два-три,

На животных посмотри:

Волк, лиса, медведь и зайка,

Ты попробуй их поймай-ка.

Все они в лесу живут,

Они быстро убегут.

7. Подведение итогов. Рефлексия. Положительная оценка работы детей.

Совместная работа с воспитателями (вечером):

1.   Развитие грамматики.

Предложить детям назвать каждого из героев сказки ласково:

Мышь – мышка, курица – курочка, заяц – зайчик и т.д.

2. Карельская подвижная игра «Охотники и медведь».

Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока игрушка-шумелка. Игроки выбирают водящего – медведя, которому завязывают глаза. Играющие трясут игрушкой, возникает звук. Медведь идёт на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

Правили игры:

Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.

3. Поучить потешку:

Лиса по лесу гуляла,

Громко песни распевала,     

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое,

Себе трое

И детишкам

По лаптишкам.

20 марта 2021 в 17:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.