Кирикова Ольга Александровна, учитель-логопед, МДОУ № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия
ООД по развитию речи для детей средней группы с ТНР «Слушаем карельскую народную сказку «Лапоток» (настольный театр)».Разработала и провела: учитель-логопед Кирикова О.А. Цель: Развитие и приобщение детей посредством театрализованной деятельности (настольный театр) к устному народному творчеству. Коррекционно-образовательные задачи: - Расширять знания детей о карельских народных сказках и их героях. - Продолжать формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего. Коррекционно-развивающие задачи: - Расширять словарный запас за счёт новых имён существительных (лапти, лавка, оглобля, хворостинка, жерди, бревно), прилагательных (жадная, хитрая, толстое, сучковатое), глаголов (странствовать, путешествовать, удивляться, спорить, запрягать, пристроить, караулить, искать, понукать). - Активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Продолжать развивать у детей зрительное, слуховое восприятие, внимание и память. - Развивать у детей наблюдательность и воображение. - Развивать у детей артикуляционную и мелкую моторику, мимику. - Стимулировать двигательную активность детей через народные (карельские) подвижные игры. Коррекционно-воспитательные задачи: - Формировать у детей умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства. - Воспитывать у детей речевую культуру (построение выразительных ответов на вопросы полным предложением из 2-4 слов по содержанию сказки; умение слушать другого, не перебивая). - Воспитывать активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками. Оборудование: фигурки героев сказки, декорации (дом, лес), коробочки-шумелки, платок, мелодии ансамбля «Кантеле». Предварительная работа: Знакомство детей со старинными предметами: лаптями, оглоблей, лавкой. Показ иллюстраций. - Лапти – обувь, которую носили в старину на Руси. Плели лапти, как правило, из бересты, а в южной Карелии еще и из липового лыка. Лапти использовали обычно для пастьбы скота в лесу, кошения сена, а также при строительстве рубленых построек, чтобы не скользить в дождь по мокрым бревнам. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из лыка. Плели еще и берестяные сапоги, не пропускавшие воду. Их носили вепсы и южные карелы, севернее так обувались только пастухи. - Оглобля – длинный брус, который крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади. - Лавка – деревянная широкая скамеечка в старом русском жилище (крестьянской избе) для сидения и лежания. Поговорить с детьми о том, почему сказки называются «народными», «русскими народными», «карельскими народными»? Ход: 1. Мотивационная часть. Карельская хороводная игра «Клубочек». Под мелодии ансамбля «Кантеле». Попевка: Уж я переулком шла, переулком шла, Клубок ниточек нашла. Клубок катится, нитка тянется. Клубок доли – доли – доли, Нитка дали – дали – дали. Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. А потом на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» Руки опускаются и расцепляются. Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола. - Ребята, вы обратили внимание, как волшебно звучат кантеле. Мне кажется, что они нас позвали в одну из карельских сказок. 2. Знакомство со сказкой. - Сегодня вы послушаете карельскую народную сказку «Лапоток». По ходу рассказывания перемещать фигурки персонажей на фоне декораций. 3. Артикуляционная и мимическая гимнастика. Предложить детям изобразить перед зеркалом героев сказки с помощью мимики и артикуляции. Телёнок – положить широкий язык на нижнюю губу и слегка покусывать его верхними зубами, изображая, как бычок жуёт травку. Курочка кудахчет: КУД-КУДА. Лошадка ржёт: И-ГО-ГО. Корова мычит: МУ. Медведь – опустить вниз нижнюю губу и прорычать: ЫЫЫ. Заяц – поднять вверх верхнюю губу, обнажив верхние зубы-резцы. Волк – оскалиться, обнажив два ряда зубов. 4. Подумай и ответь. Задать детям вопросы по содержанию сказки: - Как вы думаете, был ли у старушки дом или она путешествовала, странствовала? - Сколько добра было у старушки? - Что она просила каждый раз у хозяев? (Переночевать) - На кого старушка обменяла лапоток? (на курочку) А курочку обменяла на … (телёночка). Телёночка – на корову. Корову – на лошадь. - Кого запрягла старушка? - Кто из диких животных просил старушку подвезти? (Мышка, заяц, лиса, волк, медведь) - Что случилось, когда все животные оказались в телеге? (Сломалась оглобля) - Как герои решили отремонтировать оглоблю? (Заяц принёс тоненькую хворостинку, лиса – тоненькую веточку, волк – длинное-предлинное деревцо, медведь – толстое сучковатое бревно) - Понравились ли старушке оглобли, которые нашли звери? - Что решила делать старушка? - Что произошло, пока старушка искала оглоблю? - Старушка огорчилась, когда осталась ни с чем? (В конце сказки старушка вспоминает о потерянном лапотке, сожалеет, страдает, что осталась ни с чем). - Как вы думаете, почему старушка всё потеряла? (Она была жадная, хитрая, алчная, хотела за просто так нажиться). 5. Пальчиковая гимнастика. Показать с помощью пальцев курочку, лису, медведя, волка, зайца. «Встреча»
Повторить игру на другой руке. 6. Игра «Кто живёт в лесу?» Совместное проговаривание рифмованной миниатюры с опорой на фигурки животных. Раз-два-три, раз-два-три, На животных посмотри: Волк, лиса, медведь и зайка, Ты попробуй их поймай-ка. Все они в лесу живут, Они быстро убегут. 7. Подведение итогов. Рефлексия. Положительная оценка работы детей. Совместная работа с воспитателями (вечером): 1. Развитие грамматики. Предложить детям назвать каждого из героев сказки ласково: Мышь – мышка, курица – курочка, заяц – зайчик и т.д. 2. Карельская подвижная игра «Охотники и медведь». Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока игрушка-шумелка. Игроки выбирают водящего – медведя, которому завязывают глаза. Играющие трясут игрушкой, возникает звук. Медведь идёт на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим. Правили игры: Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего. 3. Поучить потешку:
20 марта 2021 в 17:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.