Кирикова Ольга Александровна, учитель-логопед, МДОУ № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия

Конспект ООД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Звук и буква Ж».

Цель:

Знакомство детей со звуком [Ж] и буквой Ж.

Задачи:

-Познакомить детей с согласным звуком [Ж], особенностями его артикуляции;

-Учить выделять звук (на слух и произносительно) в потоке и сочетании звуков, в словах;

-Продолжать учить детей определять место звука в слове, выделять слова с данным звуком из предложений, стихотворений, добавлять слова с этим звуком в предложения;

-Познакомить детей с буквой Ж;

-Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звукового и слогового анализа и синтеза;

-Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

-Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.

Оборудование: книга Комаровой Л. А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях, схема характеристики звука, символы гласных и согласных звуков, картинки к упражнению "Составь слово по первым звукам названий картинок", лист-алфавит для раскрашивания букв (для каждого ребёнка), синие карандаши.

1. Орг. момент.

- Изобразите спящих жуков, обиженных жуков, летающих весёлых жуков.

2. Сообщение темы занятия.

- Как жужжат жуки? Сегодня будем слушать и произносить звук Ж. Когда произносим Ж губы округлены, вытянуты вперёд; язычок «чашечкой», голосок в горлышке «пляшет».

- Помогите пчёлке собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Проводите пальчиком по дорожке и произносите Ж. (стр. 3)

3. Характеристика звука.

Ж – согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем синим цветом.

4. Произношение звука Ж в слогах.

В стране Жужжандия жил-был звук Ж. Жужжал, жужжал звук Ж, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Задание по слоговому синтезу:

- Я «бросаю» вам звук Ж и звук А. Какой слог получится? И т.д. с другими гласными звуками.

5. Падежное управление. Звуко-слоговой анализ и синтез.

- Сейчас вы узнаете (отгадаете) кто за кем придёт к звуку Ж.

а) Слоги перепутались. Узнайте слово. ЖИ-Е. ЖИ-У. (дружные ежи, осторожные ужи)

б) Составьте слово по первым звукам названий картинок. Составьте схемы слов из цветовых «символов-звуков». (Жадная жаба, обиженные жуки) 

74842332208a21e6c3c39adc77d6cd9c.jpg

8b6dba96aaefff7805691fb682447457.jpg

в) «Соберите рассыпанные» звуки Ж, Ы, Р, А, Ф. (Важный жираф)

г) В этом слове первый звук М’, в середине Ж, последний К. (Неуклюжий медвежонок)

 - Кто за кем пришёл? С кем подружился звук Ж?

6. Физминутка. «Медвежата в чаще жили». Дети имитируют игры медвежат.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вит так и вот так,

Ещё этак , ещё так.

Медвежата мёд искали, 

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

7. Упражнение «Четвёртый лишний».

- Ребята, помогите ёжику. Найдите в каждом ряду лишнюю картинку. Объясните свой выбор. Назовите все лишние картинки, чётко произнося звук Ж. (стр. 9)

8. Упражнение «Составь предложение».

- Составьте предложения о Жене и Жанне по схемам с опорой на картинки. (стр. 13)

9. Знакомство с буквой Ж.

10. Упражнение «Волшебная дорожка»

- Маленький жеребёнок заблудился. Помогите ему вернуться домой, к маме. Для этого прочитайте слоги и слова на волшебной дорожке. (стр. 27)

11. Произношение звука Ж в чистоговорках и стихах.

Жук жужжит:

- Я шёл и шёл.

Жёлтый камешек нашёл.

- Это жёлудь! Ты не прав,-

Говорит жуку жираф.

- Что ж, повесь его на сук,-

Говорит жирафу жук.

Встретил в чаще ёж ежа.

– Как погода, ёж?

– Свежа.

И пошли домой дрожа,

Съёжась, сгорбясь

Два ежа.

                                         Испугались медвежонка

                                         Ёж с ежихой и ежонком.

12. Раскрашивание буквы в листе-алфавите.

14a36737f3908af0a74d2a6e685d8ef7.jpg

13. Итог занятия.

Закрепление:

1) Комарова Л. А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях.

Стр. 10, 11, 14, 20, 29

2) Скажи, где ошибся художник.

3) Сложи из счётных палочек картинки по образцу. (стр. 18, 19)

20 марта 2021 в 18:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.