Кирикова Ольга Александровна, учитель-логопед, МДОУ № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия

Использование игровых технологий в совместной деятельности логопеда, детей и их родителей в соответствии с лексической темой «Животные и птицы готовятся к зиме» по сюжету сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Открытое мероприятие проведено 31 октября 2019 г.

Подготовительная к школе группа для детей с ТНР № 3

Ответственная:

учитель-логопед Кирикова О.А.

Цель:

Гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий, установление партнёрских отношений с семьями воспитанников.

Задачи:

- Развивать любознательность и стимулировать познавательную мотивацию.

- Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми.

- Формировать и развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

- Развивать грамматически правильную диалогическую речь детей при ответах на вопросы, умение свободно и ясно выражать свои мысли.

- Воспитывать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий (формировать у детей способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот).

- Развивать память, формировать способность вспоминать свои действия в сказке и называть их.

- Развивать просодическую сторону речи (формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох, развивать интонационную выразительность речи).

- Развивать фонематический слух.

- Активизировать произвольное слуховое внимание, умение концентрироваться на слуховых образах.

- Развивать у детей воображение и фантазию.

Оборудование: книга сказок, игрушечная лягушка, музыка, презентация, гимнастическая деревянная палка, геометрические фигуры к игре «Внимательные утки и лягушки», киндер-лягушка.

Ход:

Мотивационный этап:

- Вы любите гулять в лесу? (картинка – клюква на болоте). Встретила одну лягушку. Какая она? (Довольная) 

0e078dd24247db639d8962c839f9e299.jpg

- Наверное, у неё что-то произошло? Где мы можем это узнать? (варианты)

- Будем искать историю в книге. (Дети выбирают название)

Исполнительский этап:

Перенесёт нас в сказку лягушачий хор. Закройте глазки и слушайте …

Откройте глаза. Вот мы и в сказке. Мы попали на одно чудесное, заросшее травой болото. Чувствуете, как пахнуло сыростью? (Развитие вдоха и плавного выдоха через рот). На этом болоте и начинается наша сказка.

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошек, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно, но как-то осенью случилось одно происшествие.

Лягушка сидела на сучке старой коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!»

Упражнение «Приятный дождь»

- На вас тоже сейчас прольётся тёплый дождичек. (Музыка)

Пока лягушка так нежилась, на болото спустилась и села большая стая уток.

– Кря, кря! – сказала одна из них. Становится холодно! Скорее на юг! Скорее на юг!

– Госпожи утки! – осмелилась сказать лягушка. – Что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

Утки начали наперебой кричать, хлопая крыльями: «Хорошо на юге! Кря! Там тепло! Кря, кря! Там такие славные тёплые болота! Кря, кря! Какие там червяки! Хорошо на юге, кря!!! Много мошек, комаров!»

Упражнение «Беседа»

- Я предлагаю выбрать лягушку среди родителей. У кого в руках окажется игрушка, тот и изобразит «лягушку». Вы, дети – «утки».

«Лягушка» спрашивает «уток»: «Что такое юг, ква?»

«Утки» отвечают, каждая по-своему восхищаясь югом.

2762ca0c531bc33b1f258e152bab0ce1.jpg

– Возьмите меня с собой, – попросила лягушка.

– Это невозможно! – воскликнула утка. – Как мы тебя возьмём? У тебя же нет крыльев.

– Позвольте мне подумать только пять минут, – сказала лягушка. – Я сейчас вернусь, я, наверное, придумаю что-нибудь хорошее.

И она нырнула в болотную тину, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять.

Вскоре она вынырнула.

Упражнение «Лягушка и утки»

«Лягушка» становится в центр круга. «Утки» стоят вокруг, хлопают «крыльями» и радостно крякают.

Как только «лягушка» ныряет (приседает), «утки» сразу же разлетаются и молча плавают, перебирая лапками (выполняя волнообразные движения кистями).

Когда «лягушка» выныривает (встаёт), «утки» снова её окружают, хлопают крыльями и весело крякают.

Упражнение «Внимательные утки и лягушки»

- Предлагаю всем уткам и лягушкам подкрепиться. Гуляйте под музыку. Как только музыка закончится, выбирайте себе корм. (Т.о. родители и дети делятся на две команды.)

- Вы все будете произвольно двигаться по болоту. «Утки» должны замереть, если услышат слово со звуком У, а «лягушки» - когда услышат слово со звуком А. Кто вовремя не остановится, выбывает из игры. Выиграет тот, кто ни разу не ошибётся и дольше всех останется на «болоте».

– Я придумала! – сказала лягушка. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я – ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно.

Её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.

Лягушка взяла в рот прутик, и вся стая поднялась в воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты. Она болталась в воздухе из стороны в сторону и изо всех сил стискивала свои челюсти.

Упражнение «В полёте»

- Хотите полетать, как лягушка?

Родители держат палку на уровне плеч. Каждый ребёнок по очереди хватается за неё руками, и взрослые проносят ребёнка на некоторое расстояние.

f5391aaaea6ba03926949ffa59fff8ff.jpg

Вскоре лягушка привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились …

Упражнение «Взгляд с высоты»

- Закройте глаза, представьте себя лягушкой в воздухе и «посмотрите» вниз. Что вы видите? Начинать ответ можно со слов «Подо мной …»

- Как вы думаете, на чём можно ещё попутешествовать. На ком можно путешествовать?

Отдыхая на земле, утки неустанно хвалили лягушку.

– Удивительно умная голова наша лягушка, – говорили они. – Даже между утками мало таких найдётся.

У лягушки от восторга замирало сердце.

На следующий день утки летели так низко, что лягушка услышала даже голоса людей.

– Смотрите, смотрите! – кричали дети в одной деревне. – Утки лягушку несут!

«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» – подумала квакушка.

– Смотрите, смотрите! – кричали в другой деревне. – Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка уже не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

– Это я! Я! Я!

- Как вы думаете, что случилось с лягушкой после того, как она закричала? (Полетела вниз)

- Почему она не промолчала?

- Приятно, когда хвалят? Сейчас поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Я!», если это про вас. Кто из вас самый умный? (красивый, ловкий, смелый и т.д.). Кто самый хвастливый? А почему вы сейчас не крикнули «я»? Как вы думаете – вы хвастались, когда кричали, что самые красивые, ловкие, честные …?

Хвалиться чрезмерно некрасиво.

Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала вниз и наконец бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни. Она тотчас же вынырнула из воды и закричала во всё горло:

– Это я! Это я придумала!

Но вокруг неё никого не было. Испуганные неожиданным всплеском, все местные лягушки попрятались в воду.

Упражнение «Лягушки»

Вы – «лягушки». Будете весело прыгать под музыку. Когда услышите громкое кваканье, замрите на месте, не меняя позы.

fd371d5e1005559a14b3f28e982fd82a.jpg

Упражнение «Утки»

Утки начали спускаться,

На поляне все садятся.

Медленно летать.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

Сесть в глубокий присест.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.        

Встать и махать руками.

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземлиться нам пора.

 

А потом лягушка-путешественница рассказала местным лягушкам чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела необыкновенный способ путешествия на утках; как у неё были свои собственные утки, которые носили её куда угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие чудесные тёплые болота.

– Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте, – сказала она. – Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Но утки уже никогда не вернулись.

- Закончилась сказка. Закройте глаза. Прокрутитесь вокруг себя 3 раза. Волшебная сила перенесла нас обратно. Что рассказала лягушка своим подружкам?

- А если одним словом сказать (коротко), что она делала? (хвасталась, обманывала)

Какая лягушка? (хвастливая, нечестная, лживая, обманщица)

- А что хорошего можно сказать о лягушке? Какая она?

Рефлексивный этап:

- Что мы делали в сказке, какие действия выполняли?

- Какой совет вы бы дали всем?

- Вы знаете, кто сочинил эту историю? Замечательный русский писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Он жил давно.

Перспективный этап:

- Мне кажется, что в этой истории осталось много недосказанного. Снова окунуться в неё вам поможет сказка, которая так и называется «Лягушка-путешественница». У вас есть такая книга дома? Где её можно взять? (В библиотеке, интернете)

- А вы можете нарисовать или сделать картинку к сказке вместе с родителями? Потом мы обязательно сделаем выставку работ.

- Я вами очень довольна. Хочу угостить вас клюквой в сахаре.

4cea3d4130301c16da0b49990e649fe3.jpg

Какое вкусное и полезное угощение с болота!

e3c85d1aea73f50b06b8105c8e3455a0.jpg


20 марта 2021 в 19:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.