Кирикова Ольга Александровна, учитель-логопед, МДОУ № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия
Конспект ООД по развитию речи для детей средней группы с ТНР «Слушаем русскую народную сказку «Заюшкина избушка» (настольный театр)»Лексическая тема недели (15.03.21.-19.03.21.): Мой дом, квартира. Цель: Развитие и приобщение детей посредством театрализованной деятельности (настольный театр) к устному народному творчеству. Коррекционно-образовательные задачи: - Расширять знания детей о русских народных сказках и их героях. - Продолжать формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего. Коррекционно-развивающие задачи: - Расширять активный словарь детей за счёт имён прилагательных, обозначающих величину (высокий, низкий, длинный, короткий, широкий, узкий); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. - Продолжать развивать у детей зрительное восприятие, внимание (узнавать изображённых героев на контурных рисунках). - Развивать у детей слуховое внимание, память (способность осмыслять события сказки, умение вслушиваться в речь). - Тренировать у детей вдох и свободный выдох. - Развивать речевое дыхание, ритм на материале гласных (короткие – длинные звуки). - Развивать у детей наблюдательность и воображение. - Развивать у детей артикуляционную, мелкую моторику, мимику. - Стимулировать двигательную активность детей через подвижную игру. - Развивать у детей быстроту реакции. Коррекционно-воспитательные задачи: - Воспитывать активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками. - Учить детей быть доброжелательными зрителями, проявлять зрительскую культуру. - Совершенствовать эмоциональный мир детей, развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, желание помочь. - Создавать условия для совместного самостоятельного применения настольного театра (в свободной деятельности). Оборудование: пейзажные картины «Зима», «Весна», фигурки персонажей сказки, домики (высокий и низкий), заборы (длинный, короткий), ручейки из ткани (широкий, узкий), «звуковые дорожки», разноцветный мячик, контурные изображения героев сказки, красные и жёлтые кружки, пазлы для двух команд, рисунки в конверте «Чего не хватает у лисички и зайчика», запись весенней мелодии, цветные карандаши. Ход: 1. Мотивационная часть. Развитие вдоха, артикуляционной моторики. Под фоновую музыку: Мы сегодня рано встали. Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла весна! (Из книги Ильиной О.В., Гальцовой П.С. Логопедические сказки для самых маленьких. – М., 2016) - Сколько на полянке первых весенних цветов … подснежников! Давайте вдохнём их тонкий аромат! - А какой чистый воздух в лесу! Если что-то скажешь, твой голос вернётся обратно, как эхо. Давайте попробуем. Игра «Повтори за мной». Пропевать гласные А, О, У, И в сочетании с движениями. ИАУ; ООАУ; АУУИ О (хлопок) – О (хлопок) – Ииииии (рука в сторону) А (хлопок) – Уууууу (рука в сторону) 2. Развитие чувства ритма, сенсорных представлений. - Ой, смотрите, зайка на пенёчке. Какой довольный, стучит лапками, радуется весне! Игра «Отстучи как зайка». «Дорога к сказке». - Я знаю сказку, в которой герой – зайка. Мы узнаем, что это за сказка, пройдя по дорожке. - Здесь какие-то лесные домики. Мимо какого дома идём? Какой домик выше, а какой ниже? - Какой забор встретился на пути? Какой забор длиннее, а какой короче? - Ой, ручеек. Мы не наступим на него. Узкий или широкий? Короткий или длинный? Откуда он появился? (Солнышко пригрело, растопило снежок, он растаял). - Вот мы и пришли. Самое время посмотреть сказку «Заюшкина избушка». 3. Знакомство со сказкой. - Итак, занавес открывается, сказка начинается. Про зайчишку и лису, И про всех зверей в лесу. Рассказывать сказку, выставляя фигурки соответствующих персонажей на сюжетную картинку. - Выходите, зайки, на полянку. Как зайки веселятся, рады за своего друга! Лису дразнят. 4. Подвижная игра «Зайцы и лиса».
(Из книги Ильиной О.В., Гальцовой П.С. Логопедические сказки для самых маленьких. – М., 2016) 5. Развитие речевого дыхания на материале гласных. - Какую сказку посмотрели? - Какая избушка была у лисы? (Ледяная) - Какая избушка была у зайца? (Лубяная) - Почему лиса выгнала зайку из дома? (Домик лисы растаял) - Зайка и не подозревал, что у него столько друзей, которые хотели ему помочь. Кто же это был? (Собаки, медведь, петух) «Звуковые дорожки» - Как собаки голос подавали издалека? (АААА) - Как медведь шёл по дорожке и ревел? (ЫЫЫЫ) Дети "ставят" пальчик на начало пути, набирают воздух и произносят на выдохе гласную, ведя пальчиком по дорожке. 6. Развитие зрительного внимания «Узнай по силуэту». - Хотите поиграть в «Прятки»? (с контурными изображениями героев). Вставайте в кружок. - Будем передавать яркий весенний мячик. Он определит, кто изобразит героя сказки, а остальные догадаются. Дети передают мяч, приговаривая: «1, 2, 3, героя покажи». Тот ребёнок, у кого в руках окажется мячик, тайно от других детей рассматривает контурное изображение одного из героев сказки и показывает его или имитацией движения, или с помощью мимики, голоса. Дети отгадывают и все имитируют движения героя. 7. Работа в командах (пазлы). Обратите внимание, сколько солнечных зайчиков залетело. Они все одинаковые по цвету? (Жёлтые и красные). Поймайте любого (Дети объединяются в две группы, используя метод кооперации по выбору цвета фигур, собирают пазлы) - Нашли своего дружочка. Весна пошутила. Солнышко растопило картинку, соберите её. 8. Развитие тонкой моторики. - Вы заметили, здесь какой-то конверт? Может быть зайка приготовил? Давайте в него заглянем. Ой, это же герои нашей сказки – лисичка и зайчик. Чего не хватает на рисунках? (Ушка у зайчика и хвостика у лисички). - Предлагаю в группе дорисовать простым карандашом ушко и хвостик, а потом раскрасить лису … каким цветом? (оранжевым), а зайку … – (серым). 9. Подведение итогов. Перспектива. Положительная оценка работы детей. - Обязательно расскажите и покажите сказку дома. Как вы будете представлять героев сказки, подумайте сами. А завтра вы мне об этом расскажете. Вечером – для воспитателя: Беседа по сказке (Развитие диалогической речи) - О ком рассказывается в сказке «Заюшкина избушка»? (В сказке рассказывается о лисе и зайце.) - Какие избушки были у лисы и зайца? (У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная.) - Как вы думаете, гордилась ли лиса своей избушкой, дразнила ли она зайца? Каким голосом, с какой интонацией? (У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!) - Что случилось с избушкой лисы весной? (У лисы избушка растаяла.) - О чём лиса стала просить зайца? (Лиса стала просить зайца пустить её жить.) - Что произошло дальше? (Заяц пустил лису в избушку, а лиса его выгнала.) - Что сделал заяц, когда лиса его выгнала? (Заяц сидел и плакал.) - Кто предложил ему помощь? (Мимо собаки бежали и спросили зайку, о чём он плачет. Собаки сказали, что выгонят лису.) - Поверил ли зайка собакам? Как вы думаете, что он сказал, каким голосом, с какой интонацией? (Нет, не выгоните.) - Что ответила лиса, когда собаки подошли к избушке и стали гнать лису? Подумайте, как это надо сказать. (Как выскочу! Как выпрыгну! Полетят клочки по закоулочкам!) - Что сделали собаки? (Собаки испугались и убежали.) - Что было дальше? Каким голосом вы будете говорить за медведя? (Опять заяц сидит и плачет. Идёт мимо медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» Зайчик говорит: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала». Медведь решил помочь зайцу: «Не плачь, зайчик, я её выгоню». - Поверил ли зайчик медведю? Что он сказал? (Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.) - Что было дальше? (Пошёл медведь к избушке и как заревёт: «Ы-Ы-Ы. поди, лиса, вон. А она с печи: «Как выскочу! Как выпрыгну! Полетят клочки по закоулочкам!») - Что сделал медведь? (Испугался медведь и ушёл.) - Что было дальше? Каким голосом вы будете говорить за петушка? (Опять сидит зайка и плачет. Идёт мимо петух, несёт косу: «Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?» А зайчик и говорит: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала». - Что пообещал ему петух? («Не горюй, заинька. Пойдём, я её выгоню».) - Поверил ли петуху заяц? Что он сказал? («Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь.) - Что сделал петух? Попробуйте произнести его слова так, чтобы лиса испугалась. (Подошли к избушке. Петух и запел: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!») - Испугалась ли лиса? (Лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…») - А петух что на это сказал? (Петух опять: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!») - Что сделала лиса? (А лиса говорит: «Шубу надеваю …») - Что сказал петух в третий раз? (Петух как закричит: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!») - Испугалась ли лиса, что она сделала? (Лиса испугалась. Выскочила из избушки, в лес убежала.) - Чем закончилась сказка? (Заюшка с петухом стали жить да поживать.) 22 марта 2021 в 16:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.