Кирикова Ольга Александровна, учитель-логопед, МДОУ № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия

Конспект ООД по развитию речи для детей средней группы с ТНР «Слушаем русскую народную сказку «Заюшкина избушка» (настольный театр)»

Лексическая тема недели (15.03.21.-19.03.21.): Мой дом, квартира.

Цель: Развитие и приобщение детей посредством театрализованной деятельности (настольный театр) к устному народному творчеству.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Расширять знания детей о русских народных сказках и их героях.

- Продолжать формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Расширять активный словарь детей за счёт имён прилагательных, обозначающих величину (высокий, низкий, длинный, короткий, широкий, узкий); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

- Продолжать развивать у детей зрительное восприятие, внимание (узнавать изображённых героев на контурных рисунках).

- Развивать у детей слуховое внимание, память (способность осмыслять события сказки, умение вслушиваться в речь).

- Тренировать у детей вдох и свободный выдох.

- Развивать речевое дыхание, ритм на материале гласных (короткие – длинные звуки).

- Развивать у детей наблюдательность и воображение.

- Развивать у детей артикуляционную, мелкую моторику, мимику.

- Стимулировать двигательную активность детей через подвижную игру.

- Развивать у детей быстроту реакции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками.

- Учить детей быть доброжелательными зрителями, проявлять зрительскую культуру.

- Совершенствовать эмоциональный мир детей, развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, желание помочь.

- Создавать условия для совместного самостоятельного применения настольного театра (в свободной деятельности).

Оборудование: пейзажные картины «Зима», «Весна», фигурки персонажей сказки, домики (высокий и низкий), заборы (длинный, короткий), ручейки из ткани (широкий, узкий), «звуковые дорожки», разноцветный мячик, контурные изображения героев сказки, красные и жёлтые кружки, пазлы для двух команд, рисунки в конверте «Чего не хватает у лисички и зайчика», запись весенней мелодии, цветные карандаши.

Ход:

1. Мотивационная часть.

Развитие вдоха, артикуляционной моторики.

Под фоновую музыку:

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!

(Из книги Ильиной О.В., Гальцовой П.С. Логопедические сказки для самых маленьких. – М., 2016)

- Сколько на полянке первых весенних цветов … подснежников! Давайте вдохнём их тонкий аромат!

- А какой чистый воздух в лесу! Если что-то скажешь, твой голос вернётся обратно, как эхо. Давайте попробуем.

Игра «Повтори за мной». Пропевать гласные А, О, У, И в сочетании с движениями.

ИАУ; ООАУ; АУУИ

О (хлопок) – О (хлопок) – Ииииии (рука в сторону)

А (хлопок) – Уууууу (рука в сторону)

2. Развитие чувства ритма, сенсорных представлений.

- Ой, смотрите, зайка на пенёчке. Какой довольный, стучит лапками, радуется весне!

Игра «Отстучи как зайка».

«Дорога к сказке».

- Я знаю сказку, в которой герой – зайка. Мы узнаем, что это за сказка, пройдя по дорожке.

- Здесь какие-то лесные домики. Мимо какого дома идём? Какой домик выше, а какой ниже?

- Какой забор встретился на пути? Какой забор длиннее, а какой короче?

- Ой, ручеек. Мы не наступим на него. Узкий или широкий? Короткий или длинный? Откуда он появился? (Солнышко пригрело, растопило снежок, он растаял).

- Вот мы и пришли. Самое время посмотреть сказку «Заюшкина избушка».

3. Знакомство со сказкой.

- Итак, занавес открывается, сказка начинается.

Про зайчишку и лису,

И про всех зверей в лесу.

Рассказывать сказку, выставляя фигурки соответствующих персонажей на сюжетную картинку.

- Выходите, зайки, на полянку. Как зайки веселятся, рады за своего друга! Лису дразнят.

4. Подвижная игра «Зайцы и лиса».

Маленьким заинькам холодно зимой,

Прыгают заиньки под большой    сосной.

 Дети – «зайцы» прыгают на обеих ногах по всему залу.

Лапкой о лапочку

Хлопают они,

 Стоя на месте, хлопают в ладоши.

Очень холодные наступили дни. 

 Встряхивают опущенными кистями рук – «дрожат».

Слушают зайчики:

Вот лиса идёт.

Приставляют ладошки то к одному, то к другому уху.

Но в сугробе зайчиков она не найдёт.

Грозят пальцем.

Из сугроба длинные ушки торчат.

«Зайцы» приседают. Между ними ходит «лиса».

Я поймаю маленьких,

Догоню зайчат.

Дети – «зайцы» убегают от «лисы».

(Из книги Ильиной О.В., Гальцовой П.С. Логопедические сказки для самых маленьких. – М., 2016)

5. Развитие речевого дыхания на материале гласных.

- Какую сказку посмотрели?

- Какая избушка была у лисы? (Ледяная)

- Какая избушка была у зайца? (Лубяная)

- Почему лиса выгнала зайку из дома? (Домик лисы растаял)

- Зайка и не подозревал, что у него столько друзей, которые хотели ему помочь. Кто же это был? (Собаки, медведь, петух)

«Звуковые дорожки»

- Как собаки голос подавали издалека? (АААА)

- Как медведь шёл по дорожке и ревел? (ЫЫЫЫ)

Дети "ставят" пальчик на начало пути, набирают воздух и произносят на выдохе гласную, ведя пальчиком по дорожке.

6. Развитие зрительного внимания «Узнай по силуэту».

- Хотите поиграть в «Прятки»?  (с контурными изображениями героев). Вставайте в кружок.

- Будем передавать яркий весенний мячик. Он определит, кто изобразит героя сказки, а остальные догадаются.

Дети передают мяч, приговаривая: «1, 2, 3, героя покажи».

 Тот ребёнок, у кого в руках окажется мячик, тайно от других детей рассматривает контурное изображение одного из героев сказки и показывает его или имитацией движения, или с помощью мимики, голоса. Дети отгадывают и все имитируют движения героя.

7. Работа в командах (пазлы).

Обратите внимание, сколько солнечных зайчиков залетело. Они все одинаковые по цвету? (Жёлтые и красные). Поймайте любого (Дети объединяются в две группы, используя метод кооперации по выбору цвета фигур, собирают пазлы)

- Нашли своего дружочка. Весна пошутила. Солнышко растопило картинку, соберите её.

8.  Развитие тонкой моторики.

- Вы заметили, здесь какой-то конверт? Может быть зайка приготовил? Давайте в него заглянем. Ой, это же герои нашей сказки – лисичка и зайчик. Чего не хватает на рисунках? (Ушка у зайчика и хвостика у лисички).

- Предлагаю в группе дорисовать простым карандашом ушко и хвостик, а потом раскрасить лису … каким цветом? (оранжевым), а зайку … – (серым).

9.  Подведение итогов. Перспектива. Положительная оценка работы детей.

- Обязательно расскажите и покажите сказку дома. Как вы будете представлять героев сказки, подумайте сами. А завтра вы мне об этом расскажете.

Вечером – для воспитателя:

Беседа по сказке (Развитие диалогической речи)

- О ком рассказывается в сказке «Заюшкина избушка»? (В сказке рассказывается о лисе и зайце.)

- Какие избушки были у лисы и зайца? (У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная.)

- Как вы думаете, гордилась ли лиса своей избушкой, дразнила ли она зайца? Каким голосом, с какой интонацией? (У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!)

- Что случилось с избушкой лисы весной? (У лисы избушка растаяла.)

- О чём лиса стала просить зайца? (Лиса стала просить зайца пустить её жить.)

- Что произошло дальше? (Заяц пустил лису в избушку, а лиса его выгнала.)

- Что сделал заяц, когда лиса его выгнала? (Заяц сидел и плакал.)

- Кто предложил ему помощь? (Мимо собаки бежали и спросили зайку, о чём он плачет. Собаки сказали, что выгонят лису.)

- Поверил ли зайка собакам? Как вы думаете, что он сказал, каким голосом, с какой интонацией? (Нет, не выгоните.)

- Что ответила лиса, когда собаки подошли к избушке и стали гнать лису? Подумайте, как это надо сказать. (Как выскочу! Как выпрыгну! Полетят клочки по закоулочкам!)

- Что сделали собаки? (Собаки испугались и убежали.)

- Что было дальше? Каким голосом вы будете говорить за медведя? (Опять заяц сидит и плачет. Идёт мимо медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» Зайчик говорит: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала». Медведь решил помочь зайцу: «Не плачь, зайчик, я её выгоню».

- Поверил ли зайчик медведю? Что он сказал? (Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.)

- Что было дальше? (Пошёл медведь к избушке и как заревёт: «Ы-Ы-Ы. поди, лиса, вон. А она с печи: «Как выскочу! Как выпрыгну! Полетят клочки по закоулочкам!»)

- Что сделал медведь? (Испугался медведь и ушёл.)

- Что было дальше? Каким голосом вы будете говорить за петушка? (Опять сидит зайка и плачет. Идёт мимо петух, несёт косу: «Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?» А зайчик и говорит: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала».

- Что пообещал ему петух? («Не горюй, заинька. Пойдём, я её выгоню».)

- Поверил ли петуху заяц? Что он сказал? («Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь.)

- Что сделал петух? Попробуйте произнести его слова так, чтобы лиса испугалась. (Подошли к избушке. Петух и запел: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!»)

- Испугалась ли лиса? (Лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

- А петух что на это сказал? (Петух опять: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!»)

- Что сделала лиса? (А лиса говорит: «Шубу надеваю …»)

- Что сказал петух в третий раз? (Петух как закричит: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!»)

- Испугалась ли лиса, что она сделала? (Лиса испугалась. Выскочила из избушки, в лес убежала.)

- Чем закончилась сказка? (Заюшка с петухом стали жить да поживать.) 

22 марта 2021 в 16:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.