Кирикова Ольга Александровна, учитель-логопед, МДОУ № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия

Конспект ООД по развитию речи для детей средней группы с ТНР «Рассказываем русскую народную сказку «Заюшкина избушка» (настольный театр)»

Лексическая тема недели (15.03.21.-19.03.21.): Мой дом, квартира.

Цель: Развитие у детей умения последовательно рассказывать сказку, используя мнемокарту.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Обогащать словарь детей за счёт прилагательных и глаголов.

- Обучать детей умению подбирать слова-антонимы, заканчивать фразу, начатую взрослым.

- Обучать детей вступать в речевое взаимодействие с другими персонажами.

- Готовить детей к слоговому анализу слов (учить определять количество слогов в словах).

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать интерес детей к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия.

- Совершенствовать грамматический строй речи: отвечать на вопросы полным предложением, составлять простые предложения с опорой на картинку.

- Развивать у детей общие речевые навыки (чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

- Продолжать развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, мышление – умение сравнивать, анализировать.

- Развивать у детей общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формировать у детей умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

- Воспитывать активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками.

- Воспитывать у детей речевую культуру (продолжать вырабатывать у детей умение соблюдать очерёдность, слушать другого, не перебивая, участвуя в простой инсценировке знакомой сказки).

Оборудование: пейзажные картины «Зима», «Весна», фигурки персонажей сказки, мнемокарта, сюжетные картинки (см. мотивационную часть), сюжетная картина И.И. Хохлова к сказке, рисунки для показа героев сказки с помощью пальцев.

Ход:

1. Мотивационная часть.

Совершенствование грамматического строя речи (составление простого предложения с опорой на картинку).

На столах у детей приготовлены сюжетные картинки.

Логопед просит составить красивое предложение по картинке, вспомнив о цвете меха этих животных.

Белый зайчик прячется под кустиком.

Рыжая лиса гонится за зайцем.

Бурый медведь спит в берлоге.

Серый волк идёт по следу.

Серая белочка спряталась в гнезде от вьюги.

Белый зайчик дерёт лыко.

Логопед показывает сюжетную картину И.И. Хохлова к сказке «Заюшкина избушка».

- Ребята, вам эта картина ничего не напоминает? Из какой сказки этот сюжет?

2. Развитие мелкой и общей моторики.

- Давайте вспомним героев сказки и покажем их с помощью пальчиков.

- Поиграем с зайкой.

Подвижная игра «Заяц Егорка»

Заяц Егорка

Свалился в озёрко. 

Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

В центре на корточках сидит один ребёнок.

Бегите под горку!    

Спасайте Егорку!      

Подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать.

Нищева Н.В. 

3. «Волшебный» барабанчик.

Отстучать слова по слогам (названия героев сказки «Заюшкина избушка»).

4. Совместный пересказ и показ с помощью мнемокарты.

Каждый ребёнок говорит по 2-3 предложения. Жестом давать понять, чья очередь продолжать рассказ. Дети последовательно выставляют декорации и фигурки персонажей, совершают с ними действия.

4. Развитие общей моторики.

Речь с движением «Мишка и зайчишка»

Косолапый дядя Мишка,

ходить «вперевалочку»

И ушастенький зайчишка

руки поднять вверх, прижать к ушкам

Нас зовут играть скорей,

Соберём в кружок детей.

Вы за ручки все беритесь

И в кружочек становитесь.

дети становятся в круг

Мишка по лесу идёт,

ходить «вперевалочку»

Мишка песенку поёт: «Ы-Ы-Ы»

произносить «Ы-Ы-Ы»

Вдруг увидел он зайчишку,

руки поднять вверх, прижать к ушкам

С ним запрыгал быстро, быстро.

попрыгать разными способами: на двух ногах, на одной ноге, чередуя правую/левую ногу

Трясорукова Т.П.

6. Игра «Посмотри и назови».

Предложить детям закончить фразы. Показывать соответствующие фигурки героев.

- Зайчик маленький, а медведь … – какой? – (большой). Кто больше, кто меньше?

- У кого хвост длиннее (короче) у зайца или лисы?

- Кто выше (ниже) зайчик или медведь?

- Зайчик беленький, а лиса … – какая? – (рыжая).

- Зайчик тихо говорит, а петушок кричит … – как? – (громко).

7. Подведение итогов. Перспектива. Положительная оценка работы детей.

- Вечером поиграйте в интересные игры.

Вечером – для воспитателя:

1.Подвижная игра «Жил-был зайчик».

Жил-был зайчик,

Длинные ушки.

Длинные ушки,

Ушки на макушке.

Вымыл зайчик глазки,

Вымыл зайчик носик,

Вымыл зайчик хвостик,

Вымыл зайчик лапки

И погрыз морковки.

2. Узнай по голосу.

Предложить детям узнать по голосам героев сказки «Заюшкина избушка». Познакомить детей со звуками, которые издают животные: медведь рычит Ы-Ы-Ы, собака лает ГАВ-ГАВ, зайчик жалобно пищит И-И,  петух кукарекает КУ-КА-РЕ-КУ.

Затем произносить эти звуки, дав задание детям узнать, чей это голос. Если звуковые загадки отгадываются безошибочно, то предложить детям самим по очереди загадывать их друг другу, используя ширму.

3.Выкладывание дома и домика из спичек по образцу. 

22 марта 2021 в 17:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.